Как воспитать трудолюбие у ребенка?
Какой маме не хочется видеть своего ребенка успешным во взрослой жизни?
Трудолюбие – один из самых главных факторов успешности. В детском саду воспитанию трудолюбия у детей уделяют много времени.
Дети выполняют индивидуальные трудовые поручения:
- полить цветы в уголке природы;
- поставить на стол чашки;
- помочь воспитателю подготовиться к занятию и т.д.
Малыши учатся:
- заправлять кровати;
- сервировать стол;
- убирать территорию участка;
- сажать цветы и огородные растения и ухаживать за ними;
- убирать свое рабочее место, игрушки;
- ремонтировать книги с помощью взрослого;
- и даже стирать кукольную одежду.
Но часто бывает, что ребенок выглядит неумехой в глазах сверстников, над ним смеются, что его больно задевает. Как же предупредить подобные явления?
Истоки неумения и лени лежат в домашнем воспитании. Конечно, маме проще самой одеть ребенка, а он и рад, протягивая ей ножки и ручки. Но именно с обучения самообслуживанию начинается трудовое воспитание. Придя в детский сад, малыш страдает от неумения одеться, но менять что-то не желает, так как не привык к волевым усилиям. Дальше – больше. Мама дома убирает игрушки за любимым чадом, а чадо в детском саду всячески увиливает от трудовых поручений воспитателя. Итог может быть достаточно плачевен, так как в школе без умения заставить себя что-то делать, учиться будет тяжело.
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения существует для того, чтобы исправлять издержки подобного воспитания. Чтобы у малыша формировались трудовые навыки и воля, необходимо:
Никогда не делать за ребенка то, что он может сделать сам: надеть носочки или маечку, застегнуть пуговицы, умыться и т.д.
Убирать игрушки вместе с ребенком, пока он мал, и контролировать уборку, когда он подрос;
Привлекать малыша к бытовому труду: ребенок может протереть пыль на мебели, помочь убрать посуду или накрыть стол к обеду, принести и унести что-то по просьбе мамы или папы и многое другое. Дети 2-3 лет с удовольствием «помогают» родителям, не нужно отбивать у них это желание;
На даче и в огороде малыш тоже может принять посильное участие в общей работе;
Когда ребенок подрос, ему можно доверить мыть чашки или ложки, постирать свои носочки или носовые платки, заправить кровать, навести порядок в своей комнате.
Ребенок должен иметь постоянные обязанности в помощи по дому, тогда трудовые усилия не будут ему в тягость, и в детском саду он будет первым помощником педагогу, что важно для успешной социальной адаптации.